Продолжает восхождение в мировом рейтинге АТР Бейбит Жукаев. В начале 2023 года казахстанец располагался на 308-й строчке, а сейчас — уже на 263-й. В интервью пресс-службе ФТК Бейбит рассказал о своем знакомстве с теннисом, о целях на будущее, поделился ожиданиями от предстоящих Азиатских игр.
— Бейбит, о вас почти нет информации на просторах интернета. Расскажите, где вы родились и начали заниматься теннисом, кто вас тренировал и почему выбрали именно этот вид спорта, и, если бы не теннис, то чем бы занимались и кем могли бы стать?
— Впервые я взял в руки ракетку в 7 лет, когда мы с семьей поехали отдыхать зарубеж. На территории отеля был корт, и мы с дядей решили «постучать». Начал его гонять по сторонам, мне это понравилось. Как вернулись в Актау, родители через полгода записали меня на секцию тенниса. Занимался у Маралбека Дата в общей группе, но через какое-то время родители решили переехать в Алматы. Причина переезда была не из-за моего увлечения теннисом — родители давно хотели переехать в южную столицу по разным причинам. В Алматы продолжил заниматься теннисом уже более интенсивно и индивидуально. Меня заметил бывший тренер Зарины Диас из Чехии Петер Павло и с 2013 года мы начали сотрудничество. Работал с ним почти три года, безмерно благодарен ему, именно он мне ставил технику. За это время я очень сильно прибавил. Скажу так — в 13 лет я играл намного хуже своих ровесников, проигрывал всем, но благодаря Петру у меня был явный прогресс.
Сложно сказать, почему выбор пал на теннис: этот вид спорта мне понравился своей динамичностью, драйвом, постоянно нужно думать – интеллектуальный вид спорта. Если бы не теннис, скорее всего, продолжил бы учебу. В школе у меня не плохо получалось учиться, я был отличником. Учился в частной школе с уклоном на математику и английский язык. Многие учителя просили не уходить в спорт, а сделать выбор в пользу образования. Но я все-таки решил выбрать теннис и строить карьеру профессионала.
— Когда вы окончательно поняли, что теннис — это профессия, а не развлечение?
— Осознание пришло, когда начал работать с Петером Павло. Тогда пошли первые международные выезды, постоянные тренировки и я сказал себе, что назад дороги нет.
— На каком покрытии вы больше всего любите играть и почему?
— С первых дней, как взял на руки ракетку, тренировался на харде. Например, в Актау, когда я там начал заниматься, никогда не играл на грунте, потому что там нет кортов такого покрытия — был хард и ковер в зале. Поэтому не буду лукавить и скажу, что моё самое любимое покрытие – это, конечно же, быстрый хард. На траве не так много играл, но и на ней чувствую себя комфортно, она подходит под мой стиль игры.
— Насколько было тяжело простому актаускому парню пробиться в ТОП-300 мирового рейтинга, какие были сложности на пути?
— Путь к ТОП-300 рейтинга АТР для меня был долгим, сложным и тернистым. Пришлось через многое пройти — даже врагу не пожелаешь. Плюс, нужно было совмещать постоянные тренировки с учебой, а бросать учиться я не хотел. В этом году я дебютировал в ТОП-300 в мире. Считая с 2009 года, мне потребовалось 14 лет, чтобы сделать это. Актау никогда не считался теннисным регионом — как Астана, Алматы, Шымкент, Караганда. Когда я начинал, был всего один теннисный центр и то — при МАЭК «Казатомпром», где были всего два закрытых и два открытых корта. Вряд ли кто мог предположить, что парень из маленького города на побережье Каспийского моря может так далеко пойти. Также в этом году выполнил норматив мастера спорта международного класса. Как обычного простого парня из Актау, меня очень радует, что сегодня во всех областных центрах и крупных городах Казахстана есть теннисные центры -это делает наш вид спорта массовым и доступным. Федерация тенниса Казахстана создаёт сегодня максимум, чтобы были условия для роста тенниса в стране. Благодарю президента федерации Булата Жамитовича Утемуратова за то, что он нас всех поддерживает и вообще — за просто гигантский вклад в развитие тенниса в Казахстане.
— В Instagram на вас подписан сам Новак Джокович. Как это получилось? На ваш взгляд — в чём уникальность Новака, за счёт чего ему в таком возрасте удается показывать феноменальный теннис?
— С Новаком познакомился в прошлом году на АТР 500 в Астане. Я искал партнера для тренировки. Мне сказали, что и Новак тоже ищет спарринг-партнера. Конечно, я обрадовался и попросил записать меня с ним потренироваться. Это был первый опыт тренировок у меня с игроком такого масштаба. Там мы и познакомились, начали общаться, он дал мне советы, в каком компоненте можно улучшить игру. Новак спросил, где я тренируюсь, а после пригласил к себе в академию в Белград. Но ещё не удалось съездить туда. Надеюсь, что поеду в конце этого года или в следующем. Когда тренируешься с такими игроками как Новак – это, безусловно, дает мотивацию, стараешься перенимать всё самое лучшее. Джокович — просто невероятный теннисист. Он творит феноменальные вещи. В свои 36 лет остается главным фаворитом на всех турнирах, где играет. То, что он делает на корте, потрясающе. Это здорово для тенниса. Самое интересное, что в первом круге на прошлогоднем ATP 500 в Астане я играл против нидерландца Ботика и, если бы победил, то во втором раунде сыграл бы именно с Джоковичем.
— В этому году вы показываете хорошие результаты: удалось сыграть первый финал на «Челленджере» и, пройдя квалификацию, пробиться впервые в карьере в основу турнира АТР 250. Чего вам не хватило в финале «Челленджера»? На старте АТР 250 в Лос-Кабосе в матче против Ивашки были матч-пойнты — почему не удалось их реализовать?
— В июне этого года я провёд свой первый финал на «Челленджере». Где бы не играл — у меня всегда самые высокие цели и мощные амбиции, но, если откровенно, на том «Челленджере» я не ожидал, что зайду так далеко, потому что до турнира у меня были плохие результаты. Год начался неудачно, случались обидные поражения. Ближе к лету начал показывать хороший теннис, удалось переломить серию неудач. Почему проиграл в финале? Скорее всего, не хватило немного физических кондиций, потому что на пути к финалу потратил очень много сил: три матча завершились в трех сетах и почти все продолжались по 3-3,5 часа. Тем не менее, в финале я боролся и во втором сете были шансы зацепиться: я подавал на сет и вел с брейком, но не хватило энергии и везения. До конца года сыграю еще на нескольких «Челленджерах» и постараюсь выиграть свой первый одиночный титул.
— Впереди Азиатские игры в Ханчжоу. Для вас стало неожиданностью, что попали в состав сборной или знали это заранее? Какая задача максимум и минимум перед вами стоит на Азиаде?
— Не скажу, что стало неожиданностью, потому что последние мои результаты говорили о прогрессе. Я рад, что тренеры это увидели и включили меня в состав сборной. Задача, безусловно, максимальная — занять призовое место. Золото – главная цель! Если же войду в ТОП-5, то буду считать нынешнюю Азиаду удовлетворительной.
— Ваш текущий рейтинг позволял сыграть квалификацию на нынешнем US Open. Почему не играли?
— Да, я попадал на «квал» Открытого чемпионата США одним из последних, но не смог поехать, потому что у меня была травма: на турнире в Лос-Кабосе начало беспокоить колено, решил взять паузу, восстановиться и вылечить его.
— Что вы любите кроме тенниса: фильмы, книги, охоту, рыбалку или что-то другое?
— В последнее время много читаю книг и смотрю сериалы.
— Ближайшие турнирные и рейтинговые цели? Увидим ли мы вас в «квале» Открытого чемпионата Австралии?
— 2023 год хочу закончить в ТОП-200 и попасть в квалификацию Australian Оpen 2024. Надеюсь у меня получится это сделать.
ФОТО: Федерация тенниса Казахстана