80-90-е годы XX века стали наиболее динамичным и плодотворным периодом в развитии казахского народного танца. В 1992 г. Комитетом культуры республики был организован I Республиканский конкурс народного танца, посвященный памяти Шары Жиенкуловой. Инициатива по проведению первого профессионального конкурса принадлежит ее ученице, трепетно продолжающей идеи своего учителя, педагогу по казахскому танцу Алматинского хореографического училища Г. Бейсеновой, подготовившей не одно поколение талантливых исполнителей казахского танца.
I Республиканский конкурс им. Шары Жиенкуловой выявил много талантливых исполнителей, педагогов и балетмейстеров. Свое мастерство демонстрировали не только профессиональные танцовщики и ансамбли, но и участники самодеятельных коллективов из разных регионов Казахстана. Конкурс дал мощный импульс для дальнейшего развития национального танца, показал огромный потенциал возрождения танцевальных традиций казахского народа, определил мотивы пластики.
В 1985 году постановлением областного управления культуры было принято решение об открытии первого профессионального фольклорного танцевального ансамбля. Костяк труппы нового ансамбля составили выпускники народного отделения Алматинского хореографического училища 1985 г. Главная задача, которая была поставлена перед молодым коллективом – это популяризация казахского национального танца. Большая предварительная работа по подготовке открытия ансамбля была проведена известным общественным деятелем, этнографом Узбекали Джанибековым. Человек широких взглядов, глубоких знаний в области истории и культуры своего народа и большой патриот приложил много усилий для развития, сохранения и популяризации казахского искусства, его древних исчезающих видов для передачи последующим поколениям.
Ансамбль был открыт при Алматинской областной филармонии. Программа была составлена только из казахских народных танцев, фольклорных и этнографических, специально восстановленных для этого коллектива. Творческое лицо ансамбля, в первую очередь, создается благодаря балетмейстерскому искусству, репертуару коллектива. Хорошо понимающий данный факт, У.Джанибеков для постановки танцев пригласил самых известных деятелей хореографии того времени. Для постановки танцев в ансамбль были приглашены Ш.Жиенкулова, Д.Абиров, которые должны были помочь в составлении интересного репертуара и творческом росте молодых артистов.
Ш.Жиенкулова для ансамбля «Алтынай» поставила танцы «Айжан кыз» и «Казахский вальс». Абиров поставил «Коштасу», «Алтынай» и «Балбрауын». Каждый из этих номеров стал истинным украшением репертуара ансамбля. Но, самая значительная работа в становлении молодого коллектива, обретении им разнообразного репертуара и интересного творческого лица, была проделана Всеволодской-Голушкевич, внесшей определенный вклад в сохранение и развитие казахского танца, попытавшейся значительно расширить репертуар и восстановить древние образцы казахского танца.
Своим неповторимым хореографическим языком балетмейстер создала более 20-ти танцевальных композиций. Ей принадлежит первое место в возрождении древних традиций танцевальной пластики в 80-е годы XX столетия. Для ее постановочных работ характерны глубина образов, идейное содержание танцев. В своих балетмейстерских работах воссозда¬ет картины древнего быта, придавая своим танцам особый национальный колорит, не-повторимость танцевальной лексики, ориги¬нальность хореографического решения и ис¬тинную народность.
Исполнительская деятельность заслуженной артистки РК Т. Изим и У. Макан положила начало исполнению на сцене фольклорного казахского сюжетного танца. Их творческая и педагогическая деятельность в Государственном ансамбле «Алтынай» оказала определенное влияние на формирование и воспитание многих профессиональных исполнителей, ныне опытных хореографов и специалистов по казахскому танцу.
Творческими продолжателями этого коллектива в какой-то степени можно считать и Государственный театр танца «НАЗ», который в эти дни отмечает свое 25-летие. Это продолжение не только в том, что создатели «НАЗа» в свое время были в числе первых исполнителей, стоявших у истоков ансамбля «Алтынай», но и, главное, потому что свою основную цель они тоже видят в сохранении, развитии и популяризации казахского танца.
Творческий путь Театра танца «НАЗ», создателями и руководителями которого являются супруги Еркебулан и Хадиша Агимбаевы – яркий пример развития казахского танца на профессиональной сцене на рубеже нового тысячелетия. Ими создан самобытный коллектив, в котором успешно решены задачи сохранения национальных танцевальных традиций, одно-временно казахский танец представлен в динамике высокого профессионального мастерства и общепринятой исполнительской техники.
Ансамбль ведет свою историю с 1999 года, где был вначале открыт при государственной филармонии, а позже в 2007 году решением Акима города Астаны стал самостоятельным Государственным театром танца. Большинство танцевальных номеров для ансамбля ставили сами руководители, иногда переносили интересные постановки других творческих коллективов, иногда для постановки приглашались известные казахстанские балетмейстеры. Программа «Казахские сувениры» на первом этапе развития ансамбля стала его визитной карточкой, где средствами пластики на сцене воссоздавались забытые народные игры, традиционные обряды и красивые пейзажы родного края. Танцы «Ақ қу», «Проводы невесты», «Қызғалдақтар»» всегда вызывали восхищение у зрителей ближнего и дальнего зарубежья, знакомя их с танцевальным искусством казахов.
Если в самом начале репертуар ансамбля состоял из отдельных танцевальных номеров, казахских танцев и танцев народов мира. Со временем в программе появились и большие танцевальные спектакли, где разными выразительными средствами: музыкой, танцами, словом и песнями раскрывается сюжет. Определенными творческими вехами в деятельности коллектива в этом направлении стали постановки таких спектаклей, как «Тұйғындар», «Ақ пен қара», «Нұрғиса», «Болеро», «Әлемді бірге құтқарайық», «U-sana», «Шыңғысхан», «Уақыт – Өмір», «Әзімнің әңгімесі» и др. Первая постановка такого формата коллективом была осуществлена еще до того, как они стали именоваться театром, что является демонстрацией их устремлений на опережение. Крупные сценические формы, в которых участвуют все артисты, по-прежнему составляют основу репертуара этого театра.
Молодые, достаточно амбициозные, при этом опытные, как исполнители Еркебулан и Хадиша Агимбаевы, одними из первых приехали расти и развиваться вместе с новой столицей. Одно из важных составляющих успешности в жизни любого человека является умение оказаться в нужном месте в нужное время. Этим моментом в жизни Агимбаевых стала новая страница их жизни, начатая в 1999 году, в начале в Ансамбле при Акмолинской филармонии, а позже уже как самостоятельный коллектив. «НАЗ» они создавали с нуля, набирали первых исполнителей, при необходимости и сами выходили на сцену. Самым сложным было создание репертуара, где они начали ставить сами, иногда приглашали и других постановщиков.
Первые пять лет руководители активно искали свою нишу в развитии народного танца, искали и строили особенную репертуарную афишу коллектива, воспитывали единый исполнительский стиль. За 25 лет творческой жизни коллектива было немало трудностей, были взлеты и неудачи, но никогда не было бесцельного плавания и потери курса своей главной стратегической задачи – стать высокопрофессиональным узнаваемым творческим коллективом, имеющим свой индивидуальный стиль и репертуар, не повторяющий другие хореографические коллективы.
Сегодня уже с уверенность можно сказать, что им это удалось. Главное отличие этого творческого коллектива – они идут в ногу с новыми тенденциями в мировой хореографии. Одной из тенденций ХХI века в развитии коллективов народно-сценического танца стало их возвращение к пониманию и приемам именно театра – как формы сценической образности народных танцев. Когда ансамбли ставят не отдельные танцы или программы из отдельных танцев. А создают полноценный спектакль с сюжетом, специально написанной музыкой и развитой хореографической драматургией. И это становится традицией, определяющей пути дальнейшего развития национально-сценической хореографии, традицией, имеющей знаковые образцы во всем мире. В России, это спектакли Театра танца Игоря Моисеева, Театра танца «Гжель», очень яркие самобытные спектакли Театр танца Республики Саха на сюжеты «Олонхо», которые представляют собой уже не просто спектакли, а большой хореографический цикл. В Испании это легендарные спектакли «Кармен» и «Кровавая свадьба» в постановке хореографа Антонио Гадеса.
В 2005 году коллектив представил свой первый полноценный хореографический спектакль «Тұйғындар», где была драматургия, основанная на истории и образах казахской культуры, использованы известные народные мелодии и лучшие образцы классиков казахской музыки. Хореографы-постановщики» спектакля – Еркебулан и Хадиша Агимбаевы, М.Айтмагамбетова. Либретто было создано Е.Агимбаевым на основе изучения петроглифов, музыкального и эпического фольклора казахов, народных игр и традиций.
Постановщики демонстрируют свой взгляд на ушедшие страницы жизни казахов через пластику и музыку. Самобытность казахской культуры постановщики увидели в неразрывной связи с художественной практикой абыза, игрой на домбре и национальными играми. Одним из плюсов этой постановки является привлечение постановщиками интересных материалов из разных гуманитарных наук, как археология, история, фольклористика, музыковедение, философия, этнология и мн.др. Именно поэтому для научной консультации был приглашен известный тюрколог-алтаевед, профессор Қаржаубай Сартқожаұлы. В качестве режиссера-постановщика был приглашен известный режиссер драматического театра Болат Узаков.
Хореографическая композиция «Тұйғындар» посвящена истории казахов, где от времени Култегина и до сегодняшнего дня средствами танца раскрывается доблесть казахских батыров, их смелость в защите своей родины, спектакль изобилует интересными военными танцами и танцами, построенными на обычаях и традициях наших предков. В основу композиции положен образ гордой и отважной птицы, в прежние времена так еще называли и войско хана, которое защищало и подчинялось только ему, которое ни при каких обстоятельствах не имели права отступать и сдаваться в плен.
При постановке танцев постановщики тесно работали с фольклорными и этнографическими материалами, пытались, пропуская через себя, создать интересные художественные образы для сцены. Он должны были быть художественно интересными, отвечающими требованиям сцены. При этом эти танцы не должны были быть точным отражением танцующих фольклорных образов и зарисовок народного творчества, а должны были в соответствии с временем и культурно-эстетическими запросами современных зрителей погружать их в образный мир древних танцев казахов. Большая работа проводилась и в области подбора и разработки сценических костюмов, над которыми работала группа талантливых художников и дизайнеров. Костюмы должны были быть этнографически достоверными и в то же время отвечать требованиям сцены и быть удобными для исполнения артистами танцевальных движений.
Достаточно спорным, но при этом смелым и интересным получилось обращение театра к воссозданию средствами хореографии известных деятелей культуры. В спектакле «Нұрғиса» средствами выразительного танца создается художественный образ талантливого композитора и дирижера, создателя коллектива «Отрар сазы» Нургисы Тлендиева. Постановщики широко используют талантливую музыку композитора, народные кюи, при необходимости аранжируя их. Образ истинно казахского композитора позволил в полной мере погрузить зрителя в океан разнообразия национального танца, показать традиции и обычаи народа.
Спектакль «Мың бір түннің бір түні» воссоздает историю в одном из известных и сказочных городов арабского мира Багдаде. Действие разворачивается вокруг башмачника Маруфа и его возлюбленной Эсмигюль, дочери калифа Тахира. Другую линию истории развивают взаимоотношения межу калифом и его возлюбленной Шахрезадой. Герои сказочной истории проходят множество испытаний на смелость и силу своих чувств, обретя в конце настоящую любовь. В спектакле множество эффектных восточных танцев, действенные сцены и интересные танцевальные монологи и диалоги.
Важным направлением в развитии творческого коллектива стало приобщение талантливых исполнителей к постановкам, когда они рука об руку с художественным руководителем ставят отдельные танцы, а иногда и целые сцены. В качестве хореографов не раз выступали Мирамгуль Айтмагамбетова, Дана Сулейменова, Наталья Леонтьева, Улан Изенаев, Сагит Дузбаев, Нурфат Вахитов и др. Такой подход дает возможность исполнителям проявить себя, готовить новую смену, а главное, вносить разнообразие в постановочный стиль спектаклей.
Не менее важным в развитии театра «НАЗ» является и приглашение хореографов других стран на постановки. Интересным и неожиданным по результату получился спектакль «Шыңғысхан», для постановки которого был приглашен хореограф из Монголии Тугсуу Тумурхуят, композитор Бямбасурэнгийн.
В спектакле «Шыңғысхан» традиционные для монголов и казахов идеи и образы оживают с помощью языка народного и классического танца. Хореографу удалось продемонстрировать новые подходы в сочетании этих двух видов танца, при этом широко пользуясь приемами танцтеатра. Сценическое искусство не может заменить фольклорное наследие, но это голос современного художника, осмыслившего и фольклорные источники, выдвинувшего свое оригинальное прочтение фольклорной основы, которое будет понятно всем народам мира. Ему удалось художественно обобщить современный взгляд на легендарный образ Чингизхана, раскрыв его как личность, влюбленного мужчину, тем самым показывая его приверженцем общечеловеческих ценностей.
Новым подходом хореографа является применение метода коллаборации разных хореографических жанров, таких как народный танец, элементы классического танца, приемы и стили современных направлений в одном спектакле. Ритм и темп спектакля созвучен времени. Хореографическая легенда отличается лаконичностью действа, танцевальные движения графичны. В спектакле ощущается хрупкость бытия, дыхание прошлых веков, дух и таинства предков, унесенных ветрами времени, свет любви, вечная борьба добра и зла.
Еще одной попыткой освоить иной пластический язык хореографа другой страны стала постановка мюзикла «Уақыт – Өмір». Эта работа осуществлена Светланой Доминской, когда-то работавшей в этом коллективе, но позже переехавшей в Санкт-Петербург, где она получила высшее хореографическое образование.
Это была ее первая большая работа со своим родным коллективом. Легкость и радость в отношениях с коллективом нашли отражение и в самой постановке. Ярким выразительным языком современной хореографии и народно-сценического танца постановщик крупными, хорошо прочитываемыми приемами и пластикой нарисовала картину современного мира, где жажда наживы, демонстрация своего превосходства и утрата человеческих ценностей ведет к разрушению окружающей среды, духовной экологической катастрофе.
Государственный театр танца «НАЗ» постоянно принимает участие в различных хореографических фестивалях и мероприятиях международного уровня, представляя культуру Казахстана за рубежом. Не раз становился лауреатом престижных хореографических конкурсов. Коллектив постоянно работает над расширением репертуара и повышением профессионального уровня артистов. Именно артисты – основные проводники идей своих руководителей, которые стараются не только воплотить задуманное постановщиками, но и предложить свою актерскую интерпретацию многим образам. Доказательством этого является тот факт, что многие из исполнителей имели возможность попробовать себя и в качестве хореографов. Именно таким образом осуществляется процесс преемственности поколений, связь которых формируется посредством работы рядом с талантливыми и опытными постановщиками.
Супруги, рука об руку работают вместе с момента рождения коллектива, за исключением периодов, когда Еркебулан Мулюкович уезжал в Караганду и работал на госслужбе в качестве руководителя культуры разных уровней. Именно, ему принадлежит заслуга обретения Театром своего дома, стабильное финансирование, решение социальных проблем в жизни коллектива и его продвижение на всех уровнях. Еркебулан Агимбаев представляет собой тип хореографа-режиссера спектакля, олицетворяющего собой в одном лице авторское прочтение и выстраивание целостности сценического произведения. За десятилетия руководства театром ему удалось сформировать и реализовать идею «театра-дома», то есть творческого коллектива, формирующегося вокруг лидера.
Поэтому, конечно безостановочно руку на пульсе развития коллектива и формирования его творческого лица принадлежит Хадише Агимбаевой, заслуженному деятелю Казахстана, кавалеру ордена «Құрмет». За время работы ею поставлено 9 спектаклей, более 25 отдельных танцев, а также множество хореографических композиций и сюит для различных концертов. В ее работах сформировался свой самобытный балетмейстерский почерк. Часто она идет от исполнителей, где создается впечатление, что артисты импровизируют, такое возможно только в истинно творческом коллективе. Балетмейстерский стиль Агимбаевой отличается особой сдержанностью, музыкальностью, лаконичностью и не теряет при этом своей театральности. Балетмейстер прекрасно чувствует «музыкальное слово», обладает способностью соединения этого слова с движением. В ее казахских танцах присутствует самобытность, импровизационность и определенная камерность.
В преддверии юбилея анализируя творческий путь, пройденный Государственным театром танца «НАЗ», нельзя не отметить и проблемы, тормозящие развитие не только этого коллектива, но и относящиеся ко всем ансамблям народно-сценического танца. В первую очередь, это конечно же недостаток кадров, который ощущают сегодня эти коллективы. Хореографическое училище им. А.Селезнева и Академия хореографии – два ведущих образовательных учреждения, пока не в состоянии обеспечить все профессиональные народные коллективы. Выпускники вузов, где имеются хореографические факультеты и специальности, чаще всего приходят туда уже с практическим опытом и их основной целью является получение диплома для дальнейшей преподавательской деятельности.
Вторая проблема вытекает из первой. Это очень часто достаточно низкий исполнительский уровень артистов ансамбля, так как руководители коллективов вынуждены иногда набирать в труппу любителей после танцевальных кружков или колледжей с низким уровнем обучения. И, конечно же, таким исполнителям не под силу в полной мере воплотить замыслы хореографов, которые сегодня и в ансамблях народного танца широко используют лексику классического и современного танцев, часто построенные на движениях дуэтно-классического танца.
Третье, это то, что требует решения на государственном уровне. Это поднятие статуса артиста ансамбля на всех уровнях, чтобы у них были такие же социальные условия (выход на пенсию, обеспечение жильем, и др.) и профессиональные возможности (стажировки в лучших хореографических центрах, больше возможностей для работы с известными хореографами, создание высокопрофессионального академического театра народно-сценического танца Казахстана и др.), как у артистов балета.
Многие эти вопросы решаемы и решаются, где не последнюю роль играет и Председатель Общества деятелей хореографического искусства в лице Агимбаева Еркебулана. В мире уже есть примеры эффективного академического обучения танцовщиков народного танца. Например, школы-студии при Театрах танца. Отличительная черта таких учреждений заключается в том, что ансамбль и школа работают неотрывно друг от друга, отвечают на запросы и нужды друг друга.
Присоединяясь к поздравлениям в адрес Государственного театра танца «НАЗ» хочется им пожелать новых высот, ярких работ, творческого долголетия и, конечно же не останавливаться на достигнутом. Так как, мы все должны помнить важность сохранения и развития национальной культуры в современных процессах глобализации во всем мире. Путь развития национальной хореографии, нашего самого красивого и поэтичного казахского танца, должен по примеру и опыту сценической жизни классического танца развиваться дальше, искать новые формы воплощения, обогащаться новыми красками и разнообразием творческой палитры.
Гульнар ЖУМАСЕИТОВА,
кандидат искусствоведения, профессор, член Международной ассоциации театральных критиков